OTR – Off The Road
По русски СКГШ – Сверхкрупногабаритная шина
Автошины, применяемые на строительной (в т.ч. и дорожностроительной), шахтной, карьерной технике, автокранах, контейнеровозах, и пр. Как правило посадочный диаметр шин 24 дюйма и больше. Данная техника не предназначена для перевозки грузов на большие расстояния, но может передвигаться по некачественному дорожному покрытию и бездорожью.
В настоящее время колесная большегрузная техника получает все большее развитие. Карьерные самосвалы все увеличивают грузоподъемность – чем больше машина, тем лучше ее рентабельность. Первые самосвалы с грузоподъемностью более 100 тонн начали выпускаться в 70-х годах. Теперь эксплуатируются машины грузоподъемностью 360 тонн. На смену гусеничным бульдозерам и экскаваторам приходят колесные – более мобильные и экономичные, способные добраться до объекта по дорогам общего пользования. Появились мощные мобильные автокраны, способные быстро перемещаться между рабочими площадками. Подземный колесный транспорт приобретает все большую популярность благодаря высокой мобильности и способности быстро и дешево доставлять груз к складу.
Шины занимают второе место в стоимости эксплуатации такого автотранспорта после ГСМ. Требования к ним постоянно растут. Производители постоянно совершенствуют их производство.
Конструкции OTR шин
Диагональная 
Радиальная
Сравнение конструкций
Преимущества радиальной конструкции:
-
стойкость к перегреву, что дает возможность работать на длинных дистанциях и выдерживать длительные перегрузки;
-
большее пятно, что улучшает сцепление и уменьшает давление на почву;
-
стойкость к «поворотным» перегрузкам (при вращении колес управляющей оси стоя на месте);
-
низкое сопротивление качению;
-
повышенная комфортность.
Преимущества диагональной конструкции:
-
высокая стойкость боковины к порезам;
-
низкая по отношению к радиальной шине цена;
-
большая способность переносить кратковременные перегрузки;
-
способность к утилизации.
Обозначение
Традиционное
18.00-25
18.00-33
33.00-51
WB – Wide Base (Широкое основание)
20.5-25
26.5-25
37.25-35
Низкопрофильные шины
35/65-33
45/65-45
41.25/70-39
Соответствия мм-дюймы
385/95R24 = 14.00R24
385/95R25 = 14.00R25
445/95R24 = 16.00R24
445/95R25 = 16.00R25
505/95R25 = 18.00R25
525/80R25 = 20.5R25
Характерно для High Speed Service шин (для автокранов).
Дополнительные обозначения
Коды TRA
"Е" шины для землеройных машин (Earthmovers)
"L" шины для погрузчиков и бульдозеров (Loaders & Dozers)
"G" шины для грейдеров (Graders)
E-Earthmovers
Шины серии "Е" называются шинами для тягачей, эксплуатирующихся на бездорожье для земляных работ. Эти шины транспортируют материалы по неусовершенствованным поверхностям на скорости до 40 миль/ч и на короткие расстояния – до 2,5 миль в один конец. Эти шины используются на таких транспортных средствах, как самосвалы с торцевой разгрузкой, самосвалы с разгрузкой через дно, скреперы и передвижные краны.
Числовой код | Тип | Глубина протектора |
E-1 | Ребристый рисунок | Обычная глубина рисунка |
Е-2 | Рисунок повышенного сцепления | Обычная глубина рисунка |
Е-3 | Рисунок для каменистой поверхности | Обычная глубина рисунка |
Е-4 | Рисунок для каменистой поверхности | Глубокий рисунок |
Е-7 | Рисунок для сыпучей поверхности | Мелкий рисунок |
Внедорожные шины серии "Е" выпускаются с различной глубиной рисунка протектора, которая может обозначаться, используя числовой рейтинг:
Обычная глубина протектора получила рейтинг 100.
Глубокий протектор получил рейтинг 150. Это означает, что такой протектор в 1,5 раза глубже обычного протектора.
Мелкий протектор получил рейтинг 60, что означает, что его глубина составляет 60% обычной глубины протектора.
Глубина рисунка протектора | Относительная глубина | Типичный промышленный код |
Обычная | 100 | 1,2,3 |
Глубокая | 150 | 4 |
Мелкая | 60 | 7 |

Типичное применение шин серии "Е"
Шина с ребристым рисунком протектора Е-1 обычно используется на свободно катящихся осях. Шины Е-1 чаще всего устанавливаются на управляемых осях самосвалов с разгрузкой через дно или на погрузочно-разгрузочном оборудовании с обхватом груза с двух сторон.
Рисунок протектора Е-2 с повышенными сцепными свойствами принадлежит шине, которая устанавливается на все позиции колеса. Шина сконструирована с соотношением площади грунтозацепов к площади пустот 1 : 1, что обеспечивает высокие сцепные характеристики шины на песке и мягкой почве. Шины типа Е-2 чаще всего применяются на скреперах с элеваторной загрузкой (само-нагружающиеся).
Иллюстрации, представленные ниже, показывают различные соотношения площади грунтозацепов к площади пустот
Шины Е-3 имеют рисунки протектора с грунтозацепами с соотношением два к одному. Эти шины, предназначенные для эксплуатации на каменистой поверхности, обладают хорошим сопротивлением повреждениям, вызванными камнями, плюс хорошим сцеплением. Шины типа Е-3 преимущественно используются на самосвалах с торцевой разгрузкой, самосвалах с разгрузкой через дно, скреперах и передвижных кранах. Шины могут устанавливаться на всех позициях осей. Шины Е-3 с обычной глубиной рисунка протектора также имеют хорошую теплостойкость и применяются там, где грузы транспортируются на большие расстояния и на высоких скоростях.
Шины типа Е-4 для каменистых поверхностей имеют глубину протектора в 1,5 раза больше, чем шины Е-3 с обычной глубиной протектора. Благодаря большой массе протектора эти шины имеют более длинный срок службы протектора и исключительную стойкость к повреждениям от камней. Эти шины преимущественно используются на всех позициях колёс транспортных средств в горнорудной промышленности и в карьерах, где преобладают короткие перевозки и суровые скалистые условия.
Шина Е-7 с неглубоким ребристым рисунком протектора предназначена для техники, которая работает на мягком песочном грунте. Хотя в настоящее время она преимущественно используется на машинах, укладывающих асфальт, обозначение "DT" (Desert Tire = шина для пустыни) является частью номенклатуры размеров шин.
Сравнительные рейтинги Серии Е
Фирма "Дженерал Тайр" разработала сравнительные рейтинги шин серии "Е" по сцеплению, сопротивлению повреждениям от камней, износостойкости и теплостойкости. Эти цифры представляют собой относительные величины, где рейтинг шины Е-3 принят за 100. Такие рейтинги являются мерой по "Правилу большого пальца руки", т.е. эмпирическими и приближёнными, и могут варьироваться от эксплуатации к эксплуатации и/или в зависимости от размера шин. На рейтинг могут влиять конструктивные особенности шин. Рейтинги представлены в таблице ниже.
Шины серии "Е" |
| Сцепление | Сопротивление повреждениям о камни | Износо-стойкость протектора | Тепло-стойкость | Соотношение грунтозацепов к пустотам |
Е-2 | 120 | 90 | 90 | 100 | 1:1 |
Е-3 | 100 | 100 | 100 | 100 | 2:1 |
Е-4 | 110 | 120 | 125 | 85 | 2:1 |